«Шын» 12+

Лидия Сарбаа: «…любви! В любом возрасте она есть»

8 апреля 2023
150

К 70-летнему юбилею Заслуженного работника культуры Российской Федерации и Республики Тыва, преподавателя Детской хореографической школы Кызыла Лидии Ананьевны Сарбаа.

Лида была вторым ребенком в семье Сенниковых Анания Ивановича и Екатерины Ивановны. Родилась 4 марта 1953 года в городе Кызыле. Сестра постарше – Мария, помладше братья – Василий и Александр.

Танцем 8-летняя Лида Сенникова заболела в 1961 году, когда впервые посмотрела фильм «Девичья весна». Он был наполнен красивыми постановками в исполнении артистов Государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка» имени Н.С.Надеждиной. Это сегодня ансамбль является национальным достоянием России и с гордостью носит имя выдающегося хореографа Надежды Надеждиной. А тогда, в 1961 году, ансамбль, который старше самой Лиды всего на пять лет, подарил мечту научиться так же танцевать.

– Наспех выполнив уроки, я бежала на «Девичью весну», – вспоминает Лидия Ананьевна. – Запоминала движения, а потом пыталась их повторить сама. Фильм крутили целую неделю в кинотеатре «Каа-Хем». Я ходила на него каждый день. Страх опоздать на сеанс пересиливал страх схлопотать плохую оценку в школе.

Лида уже училась во втором классе школы № 4. В ту, наполненную танцами, неделю, она получила свои первые «двойки» за кляксы и замечание от мамы Екатерины Ивановны, которую преподаватель вызвал в школу на профилактическую беседу.

– Что же ты, Лида, маму не жалеешь, – стыдила преподаватель. – Она так старается, работает с утра до вечера, растит вас, детей, уму учит, а ты её плохой учёбой огорчаешь.

Лида пыталась оправдаться тем, что все примеры решила правильно, это просто клякса, и была она оставлена в спешке. Но учитель ничего и слышать не хотел. Так Лида в первый и последний раз позволила себе такую небрежность.

Энергии Лиды хватало на много увлечений. Она с успехом совмещала учёбу в школе с занятиями в кружках туризма, фотографии и гимнастики. Когда Лиде было 12 лет, в 1965 году, успешно прошла испытание перед приёмом в недавно открывшуюся балетную студию (ныне МАУДО «Детская хореографическая школа г. Кызыла им. А.В. Шатина» – прим.авт.). Она располагалась в небольшом деревянном домике хорового общества на улице Щетинкина и Кравченко.

– Сама студия представляла из себя небольшую комнату с балетными станками, пианино и дровяной печкой, – вспоминает Лидия Сарбаа. – Занятия проходили три раза в неделю. Я их никогда не пропускала. Там получила свои первые уроки железной дисциплины балета. Ученики всегда должны приходить на занятия за несколько минут до их начала, чтобы успеть переодеться. На занятиях всегда быть в форме – прическа, купальник, носки и чешки. Даже в лютый мороз. Должны строго разучивать все позиции и движения.

Прикомандированные учителя балетной студии, к сожалению, часто менялись, неизменным оставалось желание Лиды научится танцевать.

После окончания восьми классов школы и трех лет балетной студии Лида поступила в Красноярское культурно-просветительское училище. Там её обучили методике постановки и преподавания, как разбираться с музыкой и движениями, как заниматься с учениками. По окончанию культпросветучилища Лидия Сенникова получила специальность руководителя самодеятельного коллектива.

18-летнего специалиста поначалу распределили в город Дудинку Красноярского края. Но Сайхо Доржаевна Монгуш, работавшая тогда в балетной студии Кызыла, выбила через минкульт республики персональный вызов для Лидии Сенниковой. В сентябре 1971 года Лида вернулась в балетную студию уже в качестве преподавателя.

– Будете преподавать, Лидия Ананьевна, в 1, 4 и 5 классах, – напутствовала Сайхо Доржаевна. – Все дети хорошие. Главное, воспитать дисциплину у ребят, чтобы вас беспрекословно слушались.

Ученики 5 класса были всего на год младше учителя и потому частенько обижали непослушанием молоденького преподавателя. В первые годы Лиде было очень сложно совладать с эмоциями, даже хотела бросить преподавание и уйти. Искала утешение в танцах – активно участвовала в агитбригадах, постановках ансамбля «Саяны» и городского ансамбля песни и танца. Останавливали от ухода из студии огромное желание учить и учиться самой.

– В 1980-81 годах произошла реорганизация, и на базе нашей балетной студии основали Детскую хореографическую школу, – говорит Лидия Сарбаа. – Мы уже несколько лет располагались в здании на ул. Кочетова, 2А, перед реорганизацией там провели капитальный ремонт. Директором сначала была Белая Нелли Викторовна, со мной там преподавали Галина Сандыковна Тока, Виктория Леонардовна Сова, Любовь Александровна Сюктерек, Неля Рафаиловна Баязитова. В 1993 году в школу пришла Раиса Седиповна Стал-оол, которую впоследствии назначили директором.

– В феврале 1993 года я окончила Ленинградский Государственный институт культуры имени Н.К.Крупской и приехала в Кызыл, – вспоминает Раиса Стал-оол. – Волею случая попала в Детскую хореографическую школу. Там познакомилась ближе с Лидией Ананьевной. Первое моё знакомство с ней произошло в 1976 году, тогда Лидия Ананьевна меня, учащуюся Бурятского хореографического училища, пригласила поставить девочкам танец, и я поставила номер «Как пошли наши подружки». Уже тогда было видно, как Лидия Ананьевна болеет за дело, ищет материал для работы с детьми.

Так, в марте 1993 года Лидия Сарбаа нашла коллегу, друга и соратника, как показала потом жизнь. Сарбаа и Стал-оол схожи по отношению к делу, им не сидится на месте. Все идеи Стал-оол Сарбаа воспринимала на «ура», хотя иногда и робела. По образованию у них разные уровни подготовки, но отклики Лидии Ананьевны на реализацию того или иного проекта всегда вдохновляли Раису Седиповну.

– До 2003 года у нас не было стабильного коллектива, и мы работали вдвоём, – вспоминает Раиса Стал-оол. – Количество учащихся с 56 выросло до 415! Заходя в 8.00 в зал, мы встречались только после 20.00. Брели домой пешком, чтобы провести педсовет и обсудить положение дел. Были приходящие и уходящие педагоги – не приживались. Не всем нравилась дисциплина, система, не каждый мог отдаваться делу полностью. А мы ставили задачи и выполняли. Так, открыли бальное отделение в школе. Опыт у Лидии Ананьевны был, она участвовала в конкурсе бальных танцев в Бурятии в паре с Вячеславом Донгаком. Поэтому мы быстро организовали курсы повышения квалификации в Санкт-Петербурге и по приезду начали проводить мастер-классы. И по сей день только в нашей школе качественно и массово обучаем детей спортивным танцам.

Действительно, до 1994 года в школе было единственное направление обучения – классическое. Раиса Стал-оол, став директором школы, открыла дополнительно подготовительное, бальное и народное отделения. Впоследствии на базе классического отделения создан ансамбль классического танца «Алантос», бального отделения – студия бального танца «Фиеста», народного отделения – ансамбль народного танца, подготовительного отделения – ансамбль детского танца «Умки».

Так постепенно педагогический коллектив расширился, уровень преподавания вырос, а количество желающих заниматься хореографическим искусством из года в год увеличивалось, тем более, что успехи, которые показывали детские коллективы школы в зарубежных, всероссийских и зональных конкурсах и турнирах, подтверждали высокий уровень преподавания.

Повышали свой профессиональный уровень преподаватели хореографической школы на регулярных курсах и семинарах.

В одну из командировок в Турции Лидию Ананьевну застала весть о смерти мужа. Случилось это в 2006 году.

– Муж, Леонид Григорьевич Сарбаа, для меня был опорой во всём, – со слезами на глазах рассказывает Лидия Ананьевна. – Мы прожили с ним 31 год вместе. Родили и воспитали четверых детей. Думала, я самая счастливая женщина на свете. Все семейные праздники проводили вместе, с детьми. Любили ездить на природу. Рисовали вместе плакаты, где по-доброму высмеивали недостатки друг друга. Когда дети болели – даже не обсуждалось – Леонид брал больничные и сидел с детьми, считал, что моя работа важнее.

Не успев оправиться от этого удара, через два года, в 2008-м, потеряла после тяжёлой болезни единственную дочь Анастасию, а спустя еще год, в 2009-м, в результате несчастного случая – младшего сына Алексея. Лидия Ананьевна до сих пор не смирилась с уходом любимых.

– Поддерживали меня в те годы, да и сейчас поддерживают, работа и Раиса Седиповна, – вспоминает Лидия Ананьевна. – Раиса Седиповна тогда сильно за меня переживала – отправила в стационар подлечиться. А я рвалась оттуда, лежу в палате и в голове мысли роятся об ушедших муже, детях. Не могла там находиться, перешла на дневной стационар. Параллельно погрузилась в работу с головой.

Юрий и Иван сегодня живут в Кызыле – рядом с мамой. У Лидии Ананьевны уже 12 внуков и двое правнуков. Внучка Алёна пошла по стопам бабушки. Сегодня она изучает в Хакасском госуниверситете им. Н.Ф.Катанова хореографическое творчество по направлению «Народное художественное творчество», должна получить специальность руководителя творческого коллектива.

– Несколько лет спустя, после моих потерь, судьба меня свела со вторым мужем – Виктором Павловичем Михеевым, – говорит Лидия Ананьевна. – Он был моим одноклассником, со школьной скамьи питал ко мне нежные чувства, но жизнь нас в тот момент развела, у меня – своя колея, у него – своя. Через одноклассников как-то узнала, что Витя потерял жену. Решилась позвонить ему, поддержать. Потом он пришёл ко мне в гости и остался. Мы – родственные души. Оказалось, у нас много общего.

В свободное от работы время Лидия Ананьевна и Виктор Павлович любят проводить в огороде. Выращивают овощи, ягоды, особую страсть питают к цветам.

– Не случайно я, наверное, люблю цветы, – смеётся Лидия Сарбаа. – Как сказал Максим Горький, «дети – цветы жизни». Вот и цветы я воспринимаю, как деток. Такие же красивые, неповторимые, за которыми нужен особый уход.

Вот так, даже в любимых занятиях Лидия Сарба находит параллели с работой. О ней и учениках Лидия Сарбаа может говорить часами.

– Бальное отделение открылось в 1998 году, – вспоминает Лидия Сарбаа. – Мы всегда старались привносить новые методики обучения. И чуть ли не первые в Туве начали организовывать профессиональные хореографические мастер-классы в нашей школе. А началось это в 2000 году. Тогда мы с Раисой Седиповной и детьми ансамбля «Алантос» выехали в Абакан на хореографический конкурс. Наши дети успешно выступили. В одном из перерывов в фойе увидели, как преподаватель тренирует пару детей лет 10-11-ти. Мы подошли к нему, познакомились с хореографом Владимиром Кунгурцевым и пригласили в Кызыл. Так он провел первый мастер-класс по бальным танцам у нас, а потом стал регулярно к нам приезжать.

Регулярные и качественные занятия всех педагогов школы раскрыли детей, Лидия Ананьевна увидела, что они способны исполнить что-то более солидное.

– Мы уже ставили танцы и основали студию спортивного бального танца «Фиеста», – говорит Лидия Сарбаа. – В ансамбль пришли ребята, окончившие классическое отделение – Дима Светлаков, Коля Горбанюк, Миша Ефимов, Таня Заболотнева, Чайзат Монгуш, Дарина Олчей. Пришли мальчики с улицы, мы их обучили и образовали бальные пары. Группа получилась сильная, все были старательные, талантливые. Коля Горбанюк сегодня известный хореограф в Новосибирске. Пришёл к нам в школу за компанию с друзьями и окончил её успешно, не бросил, несмотря на насмешки мальчишек, мол, танцуешь, как девчонка. Дарина Олчей тоже очень старательной ученицей была, выросла на наших глазах и сегодня является директором хореографической школы.

На протяжении всего своего существования студия бального танца «Фиеста» с успехом выступила в хореографических конкурсах в Софии, Москве, Новосибирске, Сочи, Иркутске и других городах, где была отмечена гран-при и дипломами.

– Секрет в таланте самих деток, регулярных занятиях, жёсткой дисциплине и грамотно поставленном номере, – уверена Лидия Ананьевна. – Рождается номер по-разному. Иногда зацепит какая-то мысль, которую хочешь воплотить в танце, иногда шелест листьев или ветерок рождает в голове какое-то движение, иногда мелодия закрутит так, что её хочется выразить в танце. Процесс творческий – очень сложный и непредсказуемый. Главное, ухватить идею и успешно её реализовать. Вот был у нас танец «Весенний» вальс», поставленный Сергеем Шаповаловым, который на протяжении нескольких лет был визитной карточкой «Фиесты». Так вот его один из местных хореографов украл – и мелодию, и движения. Это было для нас потрясением – как такое возможно! Хочется, чтобы плагиата не было, хочется цивилизованного отношения. Объясняем для себя лишь тем, что наше искусство кого-то трогает настолько, что им кто-то хочет овладеть, пусть и таким варварским способом. Сегодня мы работаем над новой постановкой «Тувинский вальс» по просьбе Кызыла Куулара, Раиса Седиповна заказала аранжировку народной музыки, уверены, из этого получился красивый номер.

Трудиться в хореографической школе Кызыла умеют. Причём, и детки, и педагоги, и родители. Железная дисциплина балетной школы здесь до сих пор сильна. Дети должны быть опрятно одеты, особые требования к форме – идеально гладкие волосы, собранные в тугую шишку, покрытую специальной сеточкой, купальник, белая юбочка, белые носочки и мягкая балетная обувь. Дети должны всегда здороваться с гостями школы, не допускать баловства на уроках и не опаздывать. Такой режим дисциплинирует и родителей.

– Конечно бывают у нас и детки с особым характером, бунтари по натуре, – к таким относился Чингис Монгуш, – вспоминает Лидия Сарбаа. – Поначалу мог сорвать урок тем, что смешил одноклассников, не старался, хотя данные у него замечательные. Упорством и настойчивостью мы добились успехов, мальчик поступил в Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева и в этом году его оканчивает. Сейчас в ансамбле «Умки» занимается девочка Алантос – наша звёздочка. Надеемся, станет артисткой балета. Работать с детьми очень тяжело, но, когда ты видишь результат, когда твой воспитанник хорошо выступил на концерте или пошёл дальше учится, тогда получаешь удовлетворение от работы.

– Дополнительное образование не является основным, – говорит Раиса Стал-оол. – Именно этот факт затрудняет нашу работу. А мы, напротив, считаем, без воспитания, внутренней культуры, развития своего потенциала человек не может развиваться гармонично. Это никак не дополнение, это основа. Финансирования школе не хватало даже на необходимые нужды. За все приходилось нам платить самим. Конечно, тут нужно отдать должное родителям. При всём при этом успевали шить костюмы, ездить на конкурсы, давать концерты, чтобы подтверждать свой высокий уровень. Мы стремились соответствовать. Когда приезжали на конкурсы, коллеги не верили, что такой высокий уровень у воспитанников из маленького городка. Лидия Ананьевна болеет за дело и отдаётся ему всецело. Я благодарна судьбе за такую встречу. Как говорила Майя Плисецкая, «хорошие люди – всегда исключение, подарок неба». Думаю, я получила такой подарок.

– Какие у меня мечты? – размышляет Лидия Ананьевна. – Чтобы у детей, внуков и правнуков всё было хорошо. Чтобы Раиса Седиповна всегда была рядом и дальше поддерживала нашу школу. Чтобы то, что происходит на Украине, побыстрее закончилось. Из-за этого переживаю очень сильно. Моего ученика Мишу Ефимова мобилизовали, где он сейчас, не знаю. Внук недавно вернулся оттуда весь израненный, пролечился в питерском госпитале и написал рапорт об увольнении, второй внук скоро в армию пойдёт, дай Бог, чтобы его потом минула эта участь.

1 из 5

52 года в профессии, 62 года в танце и 70 лет в любви к людям. С идеально ровной осанкой, особой статью, внутренней силой и светящейся изнутри добротой. Лидия Ананьевна Сарбаа подходит к своему очередному рубежу всё с той же любовью к танцу, детям и работе. И в свой юбилей всем читателям газеты желает:

– В первую очередь, здоровья, чтобы в семьях было благополучие, чтобы на работе все было хорошо, с коллегами дружили. Чтобы происходящее на Украине не коснулось. И самое главное, любви! В любом возрасте она есть. В этом я убедилась.

Нана Шангина

Фото из личного архива Лидии Сарба


ШЫН Редакция