Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

«Устуу-Хурээ»: Созданный в честь храма и восстановивший храм

28 июня 2024
48

В республике Тува возрождают оригинальный фестиваль живой музыки, который сравнивают то с «Вудстоком», то с The Spirit of Tengri.

В Туве объявлено о возрождении музыкального фестиваля «Устуу-Хурээ», который в начале нулевых считался одним из самых оригинальных openair-мероприятий Сибири. Организаторы провели в Кызыле пресс-конференцию, на которой подтвердили, что музыкальный форум пройдет с 9 по 11 июля на традиционной поляне в городе Чадане, в 230 километрах от столицы республики.

В фестивале также примут участие Софья Кара-оол и Тува джаз бэнд. Фото ustuhure.com.

В нынешнем году фестиваль приурочили к 80-летию вхождения Тувинской народной республики в состав СССР. Это случилось в октябре 1944 года.

«За эталон формата обустройства быта мы взяли Грушинский фестиваль, то есть будем жить в палатках, — рассказал бессменный руководитель фестиваля Игорь Дулуш. — За эталон формата выступлений взяли рок-фестиваль в США «Вудсток» — то есть наиболее открытый».

«Устуу-Хурээ», впервые проведенный 25 лет назад в 1999 году и остановивший работу в 2020-м, с началом пандемии коронавируса, считается одним из самых старейших фестивалей Сибири. Изначально он задумывался как республиканский, но когда в Туву стали приезжать музыканты из других регионов и стран, фестиваль обрел статус международного. Традиционное место проведения — город Чадан, где найдены развалины буддийского монастыря Устуу-Хурээ. Культовое сооружение было построено в начале XX века и для современников является свидетельством пассионарного толчка, который испытал тувинский народ, находившийся в то время под властью дряхлеющей Цинской династии. В 30-е годы храм был разрушен, но оставшиеся стены, видимо, сохранили некую магию. По крайней мере далай-лама XIV, побывавший на развалинах Устуу-Хурээ, заметил, что «пламя лампады этого хурээ еще не погасло».

Благодаря музыкальному фестивалю методом народной стройки к 2012 году было сооружено новое здание храма. Сейчас там проходят регулярные службы.

В республике не сразу осознали, что фестиваль выполняет задачу формирования положительного имиджа Тувы и ее популяризации. О том, что фестиваль будет способствовать развитию внутреннего туризма, никто в начале «нулевых» не задумывался. Только сейчас стало понятно, что множество людей из разных регионов открывали для себя Туву именно через фестиваль «Устуу-Хурээ». Приехав один раз, люди повторяли свои поездки и привозили с собой друзей.

За двадцать лет существования фестиваль показал свою мультижанровую сущность, что видно даже по тем исполнителям из Новосибирска, которые приезжали сюда в разные годы. Участниками «Устуу-Хурээ» были рок-музыкант Юрий Наумов, Алим Шахмаметьев, долгие годы руководивший Филармоническим камерным оркестром Новосибирска. При этом одни называли фестиваль «самым этническим» из всех музыкальных форумов Сибири — как, например, The Spirit of Tengri из Алматы, который называют крупнейшим форумом современной этнической музыки в Центральной Азии.

На концертной площадке фестиваля действительно могут оказаться такие прославленные коллективы, как фолк-группы «Алаш» и «Хуун-Хуур-Ту», считающиеся лидерами мировой сцены этнической музыки. А другие, проводя аналогии с «Вудстоком», считают тувинское событие чуть ли не рок-фестивалем — ориентируясь на то, что здесь «царили» группа GEN-DOS и Альберт Кувезин — единственный российский рок-музыкант, получивший официальное признание в «рок-н-ролльной» Британии (в 2002 году он получил награду BBC Radio).

Сами организаторы прикладывали недюжинные усилия к приглашению академических музыкантов, хотя исполнение классической музыки в условиях тайги представляет некоторые сложности. Но вот без джазовой составляющей представить себе «Устуу-Хурээ» точно невозможно, особенно если вспомнить, что сюда неоднократно приезжали американский Sun Ra Arkestra и Игорь Бутман.

Программа «Устуу-Хурээ» в нынешнем году сохранила свою мультижанровую особенность. Объявленных хэдлайнеров уже можно раскладывать по полочкам, при этом на одной расположатся джазовый вокалист Мэлвин Трэвис из Парижа и пианист-виртуоз Алексей Черемизов из Санкт-Петербурга, а на другой — рок- группы «Ят-Ха» и «Хартыга». И еще потребуется как минимум третья — для фольклорного ансамбля «Чиргилчин».

«Основа фестиваля — живая музыка, — говорит Игорь Дулуш, продолжающий настаивать, что фестиваль не ставит задачей получение коммерческой выгоды. — На одной сцене здесь могут играть мировые звезды и музыканты-любители. Все это дает возможность молодым раскрыть себя. Так «Устуу-Хурээ» открывает дорогу многим молодым исполнителям и коллективам».

Виктор ТИТОВ, специально для «Новой Сибири»